Договор хранения — соглашение, в соответствии с которым одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (ст. 886 ГК РФ).
К видам хранения относятся:
хранение в ломбарде,
хранение в банке,
хранение в камерах хранения транспортных организаций,
хранение в гардеробах организаций,
хранение в гостиницах и
хранение вещей, являющихся предметом спора (секвестр).
По юридической природе классический договор хранения является:
реальным (хранитель не вправе требовать передачи вещи на хранение);
безвозмездным, по общему правилу;
односторонним.
Договор профессионального хранения может быть:
реальным или консенсуальным (поклажедатель под страхом ответственности за убытки обязан передать вещь на хранение в предусмотренный договором срок);
возмездным;
двусторонним.
Договор хранения может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока. Если срок хранения договором не предусмотрен, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем.
Субъекты договора хранения
Субъектами договора хранения являются:
поклажедатель — лицо, передающее вещь на хранение;
хранитель — лицо, принимающее вещь на хранение.
Сторонами в договоре хранения, по общему правилу, могут быть любые субъекты гражданских правоотношений.
В имущественном обороте хранителем выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, именуемый «профессиональный хранитель».
Форма договора хранения
Форма договора хранения подчиняется общим правилам оформления сделок, за исключением:
договор о принятии вещей на хранение в будущем всегда оформляется письменно;
к простой письменной форме приравниваются: сохранная расписка, квитанция, свидетельство или иной документ, подписанный хранителем, а также номерной жетон, иной легитимационный знак, удостоверяющий прием вещей на хранение;
несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем.
Существенные условия и содержание договора хранения
Предмет договора хранения заключается в действиях хранителя, обеспечивающих сохранение полученной вещи и возврат ее поклажедателю.
Вещь, таким образом, является непосредственным объектом хранения. Вещь (по общему правилу движимая) может быть как индивидуально-определенная, так и определяемая родовыми признаками. Вещи, определяемые родовыми признаками, в случаях, прямо предусмотренных договором могут храниться с обезличением (смешением с такими же вещами).
Основные обязанности сторон в договоре хранения вытекают из его содержания.
На хранителе лежат две основные обязанности:
сохранять принятые на хранение вещи, принимая для этого все меры, предусмотренные законом, договором и вытекающие из свойств вещи;
по первому требованию возвратить поклажедателю вещь, которая была передана на хранение (при обезличенном хранении — вещи такого же рода и качества), а также полученные от вещи плоды и доходы.
Поклажедатель в безвозмездном договоре хранения несет по ГК РФ, по существу, только одну обязанность:
по истечении срока хранения немедленно забрать переданную на хранение вещь (ст. 899).
Исполнение и прекращение договора хранения
Изменение условий хранения допускается с согласия поклажедателя, за исключением случаев, когда изменения необходимы для устранения опасности утраты, недостачи или повреждения вещи. Передача хранителем полученной вещи для хранения третьему лицу без согласия поклажедателя, по общему правилу, не разрешается (ст. 892 ГК РФ). Такая передача вещи третьему лицу с сохранением в силе первоначального договора допускается лишь при наступлении непредвиденных обстоятельств и невозможности получить согласие поклажедателя.
Передача вещи на хранение не влечет переход к хранителю права пользования и распоряжения этой вещью. Вместе с тем, закон предусматривает два исключения из этого правила, предусматривающие возможность хранителя распорядиться (продать) вещь в порядке, предусмотренным законом (ст. 899 ГК РФ), по цене, сложившейся в месте хранения:
если во время хранения возникла реальная угроза порчи вещи, либо вещь уже подверглась порче, либо возникли обстоятельства, не позволяющие обеспечить ее сохранность;
при неисполнении, несмотря на письменное уведомление, поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь.
Хранитель несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, в общем гражданско-правовом порядке при наличии вины (умысла или небрежности), т.е. по основаниям, предусмотренным ст. 401 ГК РФ. Напротив, профессиональный хранитель отвечает независимо от наличия или отсутствия вины, за исключением случаев, когда утрата, недостача или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы или вызваны неизвестными хранителю свойствами вещи.
По общему правилу, убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются хранителем в полном объеме (ущерб и упущенная выгода). При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются в размере реального ущерба.
Особых условий прекращения договора хранения закон не содержит. Договор прекращается истечением срока или исполнением обязательств сторонами.
Споры, связанные с возвратом вещи из хранения
Обязанность хранителя обеспечить сохранность вещи установлена статьей 891 Гражданского кодекса РФ. Указанная норма определяет для хранителя также объем и характер мер, обеспечивающих сохранность вещи.
Анализ судебной практики по спорам по хранению показывает, что выдача хранителем вещи неправомочному лицу фактически приводит к утрате предмета хранения, поэтому обязанность хранителя по возврату вещи надлежащему лицу является одной из форм обязанности хранителя по сохранению вещи.
Хранитель обязан возвратить вещь поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя (статья 900 Гражданского кодекса РФ).
Указанное требование закона нередко нарушается хранителем, что приводит к судебным спорам.
Споры, возникающие из-за передачи вещи ненадлежащему лицу
Передача хранителем вещи третьему лицу по подложным документам не прекращает обязанности хранителя по возврату вещи надлежащему поклажедателю.
Удовлетворяя иски поклажедателей о возврате вещи или возмещении убытков, суды исходят из того, что подложность документов свидетельствует об отсутствии воли поклажедателя на распоряжение вещью. Поэтому обязанность хранителя по возврату вещи именно поклажедателю остается неисполненной.
Следует отметить, что изготовление и предъявление третьим лицом фиктивных распоряжений, доверенностей и других документов являются одним из способов хищения вещи. Профессиональному хранителю это обстоятельство должно быть известно, поэтому он обязан принимать достаточные меры для сохранения вещи и защиты от хищений.
Хищение вещи у профессионального хранителя не освобождает его от обязанности по возврату вещи или возмещению убытков.
Исполнение обязанности по возврату вещи надлежащему лицу
исполнение обязанности по возврату вещи только по письменному распоряжению или доверенности не всегда гарантирует хранителю прекращение обязательств по договору хранения.
Поэтому добросовестный хранитель при получении письменного распоряжения о выдаче товара третьему лицу или при выдаче товара самому поклажедателю должен потребовать от лиц, получающих товар, документ, удостоверяющий факт получения товара на хранение.
Наличие у хранителя документа, выданного им поклажедателю в подтверждение принятия вещи на хранение, является одним из основных доказательств надлежащего исполнения хранителем обязанности по возврату вещи.
Споры по возврату вещи из иррегулярного хранения
Законодатель предусмотрел, что вещь может храниться с обезличением (статья 890 Гражданского кодекса РФ).
При хранении вещи с обезличением (иррегулярное хранение) поклажедателю возвращается не та же самая вещь, а равное или обусловленное сторонами количество вещи того же рода и качества.
Как правило, товар хранится с обезличением на элеваторах, осуществляющих хранение в качестве предпринимательской деятельности. При этом на элеваторе на хранении может одновременно находиться товар нескольких поклажедателей. При утрате части товара хранитель не всегда может возвратить его в полном объеме всем поклажедателям. Поэтому требует обсуждения вопрос, кому из поклажедателей, в каком объеме и порядке хранитель обязан возвратить товар из иррегулярного хранения при утрате его части.
Варианты разрешения этого вопроса могут быть различными.
В частности, недостающее количество товара можно распределить между всеми поклажедателями поровну или пропорционально «вкладу» на момент утраты. Однако такой вариант имеет свой недостаток. Факт утраты вещи нередко становится известным не сразу, а по истечении определенного времени, и за это время возможно изменение как состава поклажедателей, так и количества хранящегося товара. Поэтому предложенный подход может только осложнить исполнение обязательств и привести к излишним спорам.
По другому варианту хранитель обязан выдавать товар поклажедателям в порядке обращения до тех пор, пока имеется товар в наличии. «Опоздавшие» поклажедатели могут рассчитывать на возмещение убытков. Учитывая обезличенность хранения, этот вариант более приемлем.
При разрешении одного из дел кассационная инстанция указала, что утрата вещи при обезличенном хранении не влечет прекращения у хранителя обязанности по возврату пшеницы того же рода и качества. Поэтому факт наличия у хранителя аналогичной пшеницы при иррегулярном хранении является основанием для удовлетворения иска о передаче зерна поклажедателю.
Споры, связанные с возвратом вещи в натуре и возмещением убытков
Исполнение обязанности по возврату предмета хранения возможно при определенных условиях. Одним из этих условий является условие фактического нахождения вещи у хранителя. Поэтому при рассмотрении исков о возврате товара из хранения или возмещения убытков требует исследования вопрос о наличии у хранителя в натуре спорной продукции.
Наличие у хранителя предмета хранения свидетельствует о неисполнении обязанности по его возврату и является препятствием для возмещения убытков в виде взыскания стоимости товара. Отсутствие вещи, в свою очередь, указывает на факт ее утраты и возникновение у хранителя обязанности по возмещению убытков.
При разрешении спора о возврате вещи из хранения или о возмещении убытков необходимо исследование вопроса о наличии у хранителя вещи в натуре и возможности ее реальной передачи.