В нулевых годах изменилась политическая система, к власти пришел новый президент. Проведенные в 80-90е гг. реформы судебной системы с приходом новой власти подверглись контрреформации.
В первую очередь был сильно ограничен суд присяжных, а в некоторых регионах и вовсе запрещен.
Во-вторых, судебная система стала «игнорировать» адвокатов, адвокатов не слушают и не слышат.
Закон 2002г. «Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Вольная адвокатура жила по законам советских времен. Она их интерпретировала так, что оставалась свободной. Но в начале двухтысячных ничего не могло оставаться свободным, поэтому был принят жесткий закон, урегулировавший адвокатскую деятельность.
Во-первых, реестр: всех адвокатов субъекта федерации внесли в реестр, который ведет Министерство Юстиции.
Во-вторых, монополия на управление. Если в 90-е годы у адвокатов было разнообразие (межрайонные коллегии, областная коллегия), то с появлением закона все адвокаты были объединены в единую адвокатскую палату. Система стала выстраиваться в иерархическую.
В-третьих, была создана Федеральная палата адвоката. В советское время такого не было, центральные органы адвокатуры отсутствовали. В 2000-е была создана вершина системы адвокатуры — ФПА.
Путь.
Первый съезд был созван в 2003г. На этом съезде выбирали председателя- президента палаты адвокатов. Было два пути, две точки, которые олицетворяют Генри Маркович Резник (адепт присяжной адвокатуры) и Гасан Борисович Мирзоев (выгода). Выбор стоял между общественным служением и выгодой. Но выбрали третьего человека, бывшего судью, который стал выстраивать «чиновничью» адвокатуру. С тех пор цель адвокатуры — адвокатская монополия.