6. Становление современной российской адвокатуры (1989–2002 гг.).

В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. в очередной раз произошли корен­ные изменения во всех сферах жизни общества, Россия стала на путь демократических реформ. На тот момент действовало Положение об ад­вокатуре 1980 г., которое закрепляло советскую систему адвокатуры, что во многом уже не соответствовало мировым тенденциям развития в области правозащиты, а также реалиям современной российской пра­вовой системы.

В условиях проведения судебной реформы, пересмотра уголовно-процессуального законодательства, роли суда и прокуратуры в осущест­влении правоохранительной деятельности был актуален вопрос о при­нятии нового закона, регламентирующего деятельность адвокатуры.

Общий вектор развития российской адвокатуры был изложен в Кон­цепции судебной реформы 1991 г.: «Квалифицированная правовая по­мощь населению немыслима без решения организационных и правовых возможностей адвокатуры. Нужна реформа адвокатуры, которая позво­лила бы вывести ее из-под контроля Министерства юстиции, обеспечить

Независимость и высокий престиж защиты. Уровень развития адвокату­ры — индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков защищенности прав человека».

За время проведения судебно-правовой реформы в России было под­готовлено около 15 вариантов проекта закона «Об адвокатуре». В связи с перспективами принятия нового закона развернулись оживленные ди­скуссии. Между Минюстом России и адвокатурой шла серьезная борь­ба по поводу основных положений закона. Адвокатура хотела получить закон, дававший ей полную свободу и независимость от государства, а Минюст такое положение не устраивало. Таким образом, все проекты закона об адвокатуре, выносившиеся на обсуждение, не без оснований подвергались жесткой критике со стороны адвокатского сообщества, при этом ни одна из сторон не была готова идти на компромисс.

Создаваясь по принципу административно-территориального де­ления субъектов РФ, коллегии адвокатов оставались единственной организационно-правовой формой деятельности адвокатов. С согласия Минюста России, при необходимости оказания юридической помощи гражданам и организациям, могли образовываться межтерриториаль­ные и другие коллегии адвокатов.

Отсутствие понятий «адвокатура» и «адвокатская деятельность» привело к их расширительному толкованию в период либеральных реформ 1991—1993 гг., в результате чего в институт адвокатуры были включены частнопрактикующие юристы, коммерческие фирмы и др. Вследствие этого были созданы многочисленные «параллельные» адво­катские структуры, коллегии адвокатов, юридические центры.

После вступления в действие в 1993 г. новой Конституции РФ, про­возгласившей права и свободы человека высшей ценностью, появилась возможность реализации на практике принципа презумпции невинов­ности.

К концу XX в. только в Москве действовало более 10 коллегий: так называемые традиционные, образованные ранее 1990 г., коллегии — Московская городская, Московская областная, Межреспубликанская коллегия и альтернативные, сознанные позднее 1990 г., коллегии — Межрегиональная коллегия адвокатов помощи предпринимателям и гражданам, Межтерриториальная коллегия адвокатов, Адвокатская палата, Столичная коллегия адвокатов, Мосюрцентр и др. Но органи­зационный статус коллегий, характер их взаимоотношений с государст­вом, порядок оказания юридической помощи по сути оставались преж­ними «советскими».

Постепенное понимание необходимости- реформирования адвокату­ры пришло и к государству. Президент РФ В. В, Путин 25 мая 2001 г. внес в Государственную Думу РФ проект ФЗ«Об ад­вокатской деятельности и адвокатуре в РФ», что продемонстрировало заинтересованность государства в судьбе адвока­туры. Закон призван, как констатировалось в пояснительной записке, обеспечивать правовое регулирование вопросов деятельности адвокату­ры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государствен­ными органами, должностными лицами и гражданами, гарантировать независимость адвокатуры как профессиональной некоммерческой организации.

В 2002 г. Закон об адвокатуре был принят. Он позволил адвокатско­му сообществу объединиться, преодолеть все разногласия и стать более сплоченным, а адвокатура смогла стать одним из важнейших, самосто­ятельных и независимых институтов правового государства и граждан­ского общества в России’.