Предусмотренные ст. 113 ГПК РФ формы судебных извещений и вызовов применяются и по отношению к иностранным гражданам и иностранным юр лицам, если иной порядок не установлен межд. договором РФ.
Порядок вручения судебных и внесудебных документов на территории иностр. государств определяется межд.и договорами с участием РФ.
В ряде межд. договоров под правовой помощью понимается выполнение процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством договаривающихся сторон, в частности пересылка и вручение документов.
Суд, вынося определение об извещении ответчика, находящегося за границей, направляет за границу не само определение, а предусмотренные договорами судебные поручения и извещения, составленные в соотв.. с образцами.
Все судебные поручения направляются за границу по общему правилу через Мин. юстиции РФ. Подлежащие вручению документы должны сопровождаться переводом на язык запрашиваемого гос-ва, кроме случаев, когда получатель согласен принять адресованный ему документ без перевода.
В том случае, если между Россией и иностранным гос-вом не заключено Межд. договора о правовой помощи, следует исходить из того факта, является ли иностранное гос-во наряду с Россией участником Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражд. или торговым делам (Гаага, 15 ноября 1965 г.).
Министерство юстиции РФ является центральным органом в соотв.. со ст. 2 Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражд. или торговым делам от 15 ноября 1965 г., а также органом, компетентным принимать документы, передаваемые по консульским каналам, в соотв.. со ст. 9 Конвенции.
Участвующие в Гаагской конвенции гос-ва назначили в качестве центральных различные органы, чаще всего — Министерства юстиции.
Центральный орган призван принимать просьбы о вручении, поступающие из других стран-участниц, и распоряжаться об их исполнении (ст. 2 Гаагской конвенции). Подлежащие вручению судебные документы направляются в Центральный орган компетентным органом.
Конвенция допускает вручение документов находящимся за границей лицам и непосредственно через свои дипломатические представительства или консульские учреждения. Согласно Конвенции допускается использование и консульских каналов для передачи документов.
Если гос-во места вручения не заявит возражений, Конвенция не препятствует: 1) пересылке судебных документов почтой непосредственно лицам, находящимся за границей; 2) осуществлению вручения судебных документов по усмотрению должностных лиц, судебных чиновников или других компетентных лиц непосредственно соответствующими работниками гос-ва места вручения; 3) праву участника судебного процесса организовать вручение судебного документа непосредственно должностными лицами, судебными чиновниками или другими компетентными лицами гос-ва места вручения.
Особый порядок оказания правовой помощи установлен Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражд., семейным и уг. делам от 22 января 1993 г., подписанной гос-вами- членами Содружества Независимых государств в Минске.
При выполнении Конвенции компетентные учреждения юстиции государств-участников Конвенции сносятся друг с другом через свои центральные органы (ст. 5 Минской конвенции).
Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие.
Вручение документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной печатью запрашиваемого учреждения, и содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вручающего документ, или выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения.
Гос-ва-участники имеют право вручать документы собственным гражданам через свои дипломатические представительства или консульские учреждения (ст. 12 Минской конвенции).
Участники Конвенции при наличии просьбы оказывают друг другу в соотв.. со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе.