22. Этические правила поведения адвоката при общении с доверителем.

Основу взаимоотношений адвоката с клиентом состав­ляет доверие. С первых минут общения с адвокатом кли­ент должен понять, что перед ним не судья, а помощник, и у него нет оснований не быть откровенным с адвока­том.

В доверии отражается не только правовая природа от­ношений адвоката с обращающимися к нему лицами, но и нравственная сторона адвокатской деятельности, ее на­правленность на обеспечение субъективных прав граждан.

Консультируя клиента, адвокат должен помнить, что его задача — не только дать правильный совет, но и убедиться, что этот совет правильно понят.

Совет адво­ката должен быть понятным и четким, ясно выражаю­щим то, что адвокат откровенно думает по поводу плю­сов и минусов рассматриваемой ситуации, а также воз­можных результатов судебного рассмотрения спора.

Нельзя заискивать перед клиентом, стараясь говорить ему вещи, которые он хочет услышать, а затем мучи­тельно выбираться из создавшейся ситуации.

Адвокат должен честно высказывать клиенту свое мне­ние о вероятном исходе дела, беспристрастно и ссылаясь на известные по делу обстоятельства: необходимо объя­вить клиенту правовое значение возможных проблем и дать совет по их разрешению, причем советы не должны выходить за рамки закона. И особенно опасна выдача каких-либо гарантий об исходе дела. Единственное, что адвокат может гарантировать клиенту, — это свое добро­совестное отношение к делу.

В случае, если адвокат выполняет поручение по обя­зательному назначению, он должен разъяснить клиенту о наличии у него права пригласить адвоката по соглаше­нию.

Адвокат не вправе иметь свою позицию защиты, не согласовав ее с клиентом, какой бы правильной она ни была, и не может признавать вину своего подзащитного, если он ее отрицает.

Если подзащитный признает вину, а материалы дела ее не доказывают, адвокат должен выяснить причины подобного поведения, и тогда по согласованию с клиен­том он может занять независимую позицию. А если при­знание вины подзащитным вызвано незаконными действи­ями со стороны обвинения, адвокат обязан принять все зависящие от него меры к устранению этого обстоятель­ства.

Адвокату следует проявлять повышенное внимание к подзащитному, который находится под стражей, посколь­ку арестованный пребывает в состоянии не только соци­альной, но и физической изоляции, лишен обычной об­становки, связей, изменен его привычный уклад жизни, он испытывает нравственные и физические страдания, связанные с лишением свободы, что несомненно влияет на его психику и оценку реальной действительности.

В том случае, если требования клиента противоречат закону, или когда для защиты своих интересов он требу­ет использовать незаконные средства и способы, или ког­да клиент для отстаивания своих интересов предлагает использовать нравственно сомнительные средства, а под­держивание позиции клиента другими способами и сред­ствами невозможно, необходимо отказаться от принятия поручения на защиту.

Немаловажную с этической точки зрения сторону имеет гонорарная практика адвоката. В настоящее время она определяется соглашением сторон.

При определении раз­мера гонорара за свою работу адвокат должен исходить из следующего:

  • сложности дела;
  • необходимых затрат времени (длительности про­цесса или соответствующих консультаций) и вероятности того, что согласие вести данное дело заставит адвоката отказаться от ведения других дел;
  • материального положения клиента;
  • традиции (гонорар, обычно выплачиваемый в дан­ном регионе за подобную юридическую помощь);
  • опыта и собственной юридической репутации.

Размер гонорара должен быть разумным, и, если кли­ент попросит, адвокат должен разъяснить ему принцип определения гонорара.

Если адвокат участвует в деле по определению суда или постановлению следствия, то размер его оплаты ус­танавливается государством.

В случае возникновения конфликта интересов между клиентами или с самим адвокатом, необходимо отказать­ся от защиты.

Этические правила общения с клиентами также тре­буют соблюдения конфиденциальности и адвокатской тайны.