Судебную реформу 1864 г. разрабатывали образованные отечественные юристы того времени (С.И. Зарудный, Д.А. Ровинский, Н.И.Стояновский).
Положение о присяжных поверенных вступило в действие раньше судебных уставов. Введение в действие Судебных уставов произошло 17 апреля 1866 г. — в день торжественного открытия новых судов. И первые в России 27 присяжных поверенных были утверждены именно в этот день. В их число вошли: Д. В. Стасов, В. И. Танеев, К. К. Арсеньев, В. П. Гаевский, К. Ф. Хартулари, В. В. Самарский-Быховец, А.Н. Турчанинов.
31 мая 1866 г. в сословие присяжных поверенных вступил В. Д. Спасович, в том же 1866 г. — А. М. Унковский, А. И. Языков, в 1867 г. — П. А. Потехин, в 1868 г. — А. И. Урусов, В. Н. Герард, А. Л. Боровиковский, в последующие годы — П. А. Александров, С. А. Андреевский, Е. И. Утин, Ф. Н. Плевако, Г. В. Бардовский, А. Я. Пассовер, Н П. Карабчевский, Л. А. Куперник, М. Ф. Громницкий, В. О. Люстиг, Н. П. Шубинский, М. Л. Мандельштам и другие звезды первой величины русского судебного мира.
В дальнейшем число присяжных поверенных в стране росло постоянно: в 1913 г. — их было уже 56583. Многие оставили ради адвокатской деятельности выгодную государственную службу, а семеро «вышли» из прокуратуры: товарищ обер-прокурора уголовного кассационного департамента Сената П. А. Александров, товарищи прокурора Петербургского окружного суда А. И. Урусов, С. А. Андреевский, А. Л. Боровиковский, А. А. Герке, прокурор Московского окружного суда М. Ф. Громницкий, товарищ прокурора Владимирского окружного суда А. Я. Пассовер. Подумывал о переходе в адвокатуру и знаменитый к тому времени обвинитель А. Ф. Кони. Этот переход был настолько заметен для общества, что уже в 1876 г. агентура Третьего отделения в донесении отмечала, тревожась, что «даровитые представители прокуратуры мало-помалу, покидая свою деятельность, переходят в сословие присяжных поверенных…».
Дмитрий Васильевич Стасов (1828 — 1918) был первым председателем первого (петербургского) Совета присяжных поверенных. Он первым вступил в сословие — присяжных поверенных 17 апреля 1866 г. и оставался в нем до конца жизни. Он был человеком чрезвычайно эрудированным, его широкие интересы охватывали живопись, музыку, литературу. Д.В. Стасов принимает активное участие в подготовке судебной реформы 1864 г., занимаясь разработкой вопросов теории и практики судопроизводства в комиссии С.И. Зарудного. В 1866 г. Д.В. Стасов вступает в число членов присяжных поверенных округа Петербургской судебной палаты и избирается первым председателем Совета Петербургских присяжных поверенных. Среди своих коллег он пользуется огромным авторитетом, о чем свидетельствует его неоднократное избрание в состав Совета. Однако даже будучи председателем Совета присяжных поверенных, Д.В. Стасов по-прежнему оставался адвокатом. Достаточно сказать, что в таком качестве он провел 821 дело, неоднократно выступал по политическим делам, начиная со знаменитого процесса над тверскими мировыми посредниками (ещё в дореформенном суде), а затем в «Нечаевском» и «Каракозовском» процессах по делу «193-х» и др.
Корифеем русской буржуазной адвокатуры был Петр Акимович Александров (1836 — 1893), который после окончания юридического факультета Петербургского университета с 1860 года в течение 15 лет занимал различные должности по Министерству юстиции. Прочные знания, большие способности и одарённость, обеспечили П.А. Александрову быстрое продвижение по служебной лестнице, но в 1876 году Александров после служебного конфликта, вызванного неодобрением начальства его заключения в суде по одному из дел, где он вступил в защиту свободы печати, вышел в отставку и в этом же году поступил в адвокатуру. Как защитник Александров обратил на себя внимание выступлением в известном политическом процессе «193-х». Выступая в этом процессе, Александров, малоизвестный как адвокат, впервые обратил на себя внимание общественности продуманной речью, убедительной полемикой с прокурором. Вскоре, вслед за этим делом, в Петербургском окружном суде слушалось дело по обвинению Веры Засулич в покушении на убийство Петербургского градоначальника Трепова. Речь, произнесённая Александровым в защиту Веры Засулич, принесла ему широкую известность не только в России, но и за рубежом. Речь его полностью воспроизводилась на иностранные языки. Надо прямо отметить, что речь Александрова оказала большое воздействие на формирование решения присяжных заседателей по делу. В этой речи проявился большой талант даровитого, мужественного судебного оратора.
Плевако Фёдор Никифорович — один из известнейших российских адвокатов. Его называли гением, златоустом, могучим богатырём слова, величайшим из русских ораторов. Его слава вспыхнула как звезда, в конце 60-х гг. XIX в. и не угасала до самой его смерти. Родился 13 апреля 1842 года в г. Троицке Оренбургской губернии. Отец его занимал незначительную должность в местной таможне и имел чин надворного советника. Мать его была простая, неграмотная женщина. Окончив Первую московскую гимназию, в 1959 г. Плевако поступил на юрфак Московского университета. В 1864 г. в стране началась великая судебная реформа, Россия получала институт присяжных поверенных – адвокатов. Именно в этот год окончил университет и пришёл в адвокатуру Плевако. Острая нужда, безденежье заставляют его активно искать работу. Связей не было. Приходилось полагаться на самого себя, свою сноровку. Поиски привели его в Кремль. Там в то время как раз располагались новые судебные учреждения. Его принял сам председатель Е. Люминарский. 4 ноября 1867 г. Плевако уволился со службы по прошению. Так он работал до 1870 г. на правах кандидата на судебные должности. 19 сентября этого же года был принят в сословие присяжных поверенных. Первые речи Плевако сразу же обнаружили колоссальный талант, данный ему природой. Молодой великий оратор, наделённый живым умом, электризуемой энергией, без труда занял самое видное место среди даровитых адвокатов. Слава досталась ему быстро, стремительно. Речи Плевако всегда отличались большой психологической глубиной, житейской мудростью, простотой и доходчивостью. Сложные человеческие отношения, неразрешимые подчас житейские комбинации, освещал он проникновенно, в доступной для слушателей форме. Тщательно готовясь к делу, глубоко знал все его обстоятельства, умел анализировать доказательства и показать суду внутренний смысл тех или иных явлений. Выступая во многих крупных процессах, он проявил себя как острый и находчивый полемист.
Спасович Владимир Данилович в 1849 году окончил юридический факультет Петербургского университета. По окончании работал чиновником в палате уголовного суда. В 22 года защитил магистерскую диссертацию на кафедре международного права. Занимался педагогической работой. Переводил польских писателей на русский язык. Одарённый криминалист, известный своими теоретическими работами в области уголовного процесса, Спасович был автором одного из лучших в своё время учебников по русскому уголовному праву. Спасович пользовался у студентов большой популярностью. Его лекции привлекали большое количество студентов. Спасович был враг рутинных взглядов в науке уголовного права и процесса, чем вызывал недовольство университетского начальства. В 1861 году вместе с группой передовых учёных оставил Петербургский университет в связи со студенческими волнениями. В адвокатуре с 1866 года, выступал в качестве защитника по ряду политических дел. Спасович всегда свои мысли предварительно тщательно отделывал. В его речах никогда не встретишь напыщенных, трескучих фраз, стиль речи прост, доходчив, логичен. Свои речи он строит всегда в строгом логическом порядке, широко и умело использует богатство русского языка. Большим достоинством речей Спасовича является удачная их планировка, тщательный анализ собранных по делу доказательств.
Урусов Александр Иванович поступив в 1861 году на юридический факультет Московского университета, за участие в студенческих волнениях в том же году был из него отчислен. В 1862 году он вновь сдает экзамены и проходит по конкурсу в тот же университет. Сторонник либеральных идей. Как адвокат он работал в Москве и Петербурге. Первое выступление в суде – в защиту Мавры Волоховой, обвиняемой в убийстве мужа, — принесло ему успех. Урусов – талантливый судебный оратор, литературный стиль его речей безупречен. Ум его живой, острый, восприимчивый. Оратор охотно идёт на острую полемику с противниками. Однако пылкость, задорность, погоня за столкновениями с противником, благодаря которым он рассчитывает с помощью красивой и звонкой фразы выйти победителем, неоднократно вредили делу. Урусов много уделял внимания внешней отделке речи. Он добивался блестящих успехов по делам, которые давали материал для воздействия на чувства слушателей. Там, где требовался глубокий анализ, он всегда был на высоте. В своих судебных выступлениях Урусов находил и использовал малейшие промахи противника, умело обращал их в пользу подзащитного. Вполне понятно, что полемичность и задорность, не всегда себя оправдывают. Большую известность приобрёл Урусов своими выступлениями как гражданский истец. Охотно проводил процессы в защиту лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за религиозные убеждения. Тонкий психолог, он всегда был способен на меткую и острую характеристику тому или иному лицу, проходящему по делу. Литературный стиль его речей был всегда образцовым, отличался убедительностью, простотой изложения, последовательностью и ясностью.
Следует обязательно упомянуть имя Константина Константиновича Арсеньева, под председательством которого в 1867 — 1873 и 1874 — 1875 гг. петербургский Совет адвокатов стремился создать из адвокатуры общественную силу, а также организацию с высокими этическими требованиями к адвокатам, связанным с существом профессиональной деятельности присяжных поверенных как представителей «общественного служения».
При деятельном участии К. К. Арсеньева петербургский Совет определил свои судебные и административные функции, объем подсудности и характер тех отдельных поступков и поведения в целом, которые исключали возможность пребывания в составе организованной адвокатуры лиц, не соответствующих ее задачам или нравственному строю. За время его пребывания в Совете адвокатов по нравственным соображениям было отказано в приеме в присяжные поверенные 24 лицам. С 1866 по 1904 гг. в России состоялось 420 политических процессов, а в 1905 г. их оказалось больше, чем за все предыдущие 48 лет — 4981.