Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и законодательством РФ «О выборах и референдумах».
Объектом посягательства соответствующих адм. правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Статьей 20.2 КоАП предусмотрена административная отв-ть за организацию либо проведение собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а также проведение указанных несанкционированных массовых акций и активное участие.
В указанной статье сформулирован ряд составов адм. правонарушений:
нарушение установленного порядка организации массовых акций;
нарушение установленного порядка их проведения организаторами данных акций;
нарушение установленного порядка проведения массовых мероприятий их участниками;
составы правонарушений, выражающихся в организации либо проведении массовых акций, а равно в активном участии в них в непосредственной близости от территорий объектов, связанных с атомной энергией.
К организации публичного мероприятия относятся оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Нарушения порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований могут быть совершены путем:
а) несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия и др.;
б) нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия;
в) ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, могущих быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам;
г) неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти Субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;
д) нарушения регламента проведения публичного мероприятия, т.е. требований документа, содержащего повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа.
Квалифицирующий признак состава связан с участием в указанных акциях, причем административная отв-ть может наступить только при активных действиях участников массовых мероприятий.
С субъективной стороны правнон-е является умышленным.
Производство по делу ведется в общем порядке без каких-либо особенностей.