Правовая помощь по гражд. делам выходит за рамки сугубо процессуальных правоотношений. Межд. договоры, национальные нормативные правовые акты и правоприменительная практика свидетельствуют о том, что межгосударственное правовое сотрудничество охватывает сферы нотариата, записи актов гражданского состояния, брачно-семейную, трудо-правовую и др.
Кроме того, исходя из правовой формы реализации возложенных обязанностей, можно выделить след. группы субъектов международной правовой помощи по гражд. делам:
а) осуществляющие правотворчество (межд. организации, гос-ва и гос. органы);
б) реализующие правоприменение (учреждения юстиции, органы, выполняющие нотариальные функции, дипломатические представительства и консульские учреждения и др.);
в) вовлеченные в процесс оказания международной правовой помощи по гражд. делам в связи с защитой субъективных прав и законных интересов физ и юр лиц, а также в связи с оказанием содействия компетентным гос. органам и должностным лицам.
В области правотворчества роль межд. организаций заключается прежде всего в их способности объединить усилия государств в выработке оптимальных механизмов нормативно-правового регулирования межд. правоотношений, протекающих в данной сфере.
Центральное место среди межд. организаций, осуществляющих правотворческую деятельность в сфере международной правовой помощи по гражд. делам, занимает ООН. Пункт 3 ст. 1 Устава ООН одной из целей данной организации провозглашает осуществление Межд. сотрудничества в разрешении межд. проблем социального и гуманитарного характера. Некоторые конвенции, принятые при непосредственном участии Комиссии по международному праву ООН, на сегодняшний день составляют существенную часть правовой основы международной правовой помощи по гражд. делам.
Гос-во, будучи субъектом международной правовой помощи по гражд. делам, выполняет функцию правотворчества как на международной арене, так и внутри страны, поскольку выступает субъектом как Межд., так и национального права.
В силу обладания гос-вом международной правосубъектностью оно способно заключать межд. договоры, признавать общепризнанные принципы и нормы Межд. права, присоединяться к конвенциям и другим международно-правовым актам в рассматриваемой сфере. Заключая Межд. дог-рыв сфере международной правовой помощи по гражд. делам, гос-ва тем самым принимают на себя обязательства по их выполнению, которые выражаются во включении таких норм в национальную правовую систему.
Для РФ характерны два способа реализации международно-правовых обязательств по включению правовых норм о международной правовой помощи по гражд. делам в национальную правовую систему. 1-й представляет собой наличие в Конституции РФ отсылочной нормы (ч. 4 ст. 15), согласно которой общепризнанные принципы и нормы Межд. права и Межд. дог-ры РФ являются составной частью ее правовой системы; если межд. договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила Межд. договора. 2-й способ заключается в принятии норм внутреннего законодат-ва.
Правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражд. делам реализуется, во-первых, при инициировании международной правовой помощи в рамках своих полномочий (направлении соответствующего запроса компетентным органам и должностным лицам иностр. гос-ва); во-вторых, при исполнении Межд. правового поручения, поступившего из иностр. гос-ва. К субъектам, осуществляющим правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражд. делам, прежде всего следует отнести Минюст России и территориальные учреждения юстиции, органы, наделенные правом обращаться с межд. правовым запросом. Кроме того, правоприменительная деятельность в рассматриваемой сфере может быть реализована дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.
Особенно широк круг субъектов, наделенных правом обращаться с запросом об оказании международной правовой помощи по гражд. делам. В 2001 г. Российская Федерация при присоединении к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражд. или торговым делам от 15 ноября 1965 г. сделала заявление, согласно которому органами, компетентными согласно российскому законодательству обращаться с запросом о правовой помощи в рамках своих полномочий, являются:
а) федеральные суды
б) суды субъектов Федерации.
Именно суды являются субъектами, осуществляющими правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражд. делам, как инициируя ее, так и выполняя запросы иностр. компетентных органов;
в) федералные органы исполнит. власти и органы исполнит. власти субъектов Федерации;
г) органы прокуратуры РФ.
д) органы записи актов гражданского состояния;
е) нотариусы и др должн. лица, уполномоч. на осуществление нотариальных действий
ж) органы опеки и попечительства;
з) адвокаты.
Вопрос о том, является ли деятельность адвоката в сфере международной правовой помощи по гражд. делам правоприменительной, в литературе не поднимался. Правоприменение (от англ. application) в теории права — деятельность государственных органов, обеспечивающая реализацию норм права, содержащихся в законах и других нормативных правовых актах путем издания актов применения права. Акт применения права выражает официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержит государственно-властное веление, в отличие от нормативных правовых актов имеет индивидуальное значение, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай; реализует общие предписания нормативного акта, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным субъектам права. В связи с этим адвоката нельзя отнести к субъектам правоприменения как в целом, так и в сфере международной правовой помощи по гражд. делам. Данный субъект вовлекается в обозначенную правовую сферу в связи с выполнением возложенных на него обязанностей представителя по гражданскому или уголовному делу.
В процесс оказания международной правовой помощи может быть вовлечен широкий круг субъектов: во-первых, это лица, в целях защиты субъективных прав и законных интересов которых инициируется международная правовая помощь, во-вторых, лица, реализующие возложенные на них гражданско-правовые, гражданско- и арбитражно-процессуальные обязанности (например, являясь свидетелями по гражд. делу, дающие свидетельские показания на основании поступившего Межд. правового поручения, и др.).