В период с 1998 года до 2022 года Российской Федерацией была подписана и ратифицирована Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод», Россия в Законе о ее ратификации 30 марта 1998 г. согласно ст. 46 Конвенции («Обязательная сила и исполнение постановлений») признавала юрисдикцию ЕСПЧ и обязательный характер исполнения решений Европейского суда. На практике это означало, что РФ как государство-ответчик в случае признания Европейским судом нарушения того или иного права заявителя, предусмотренного Конвенцией, обязана была принять как меры индивидуального характера, так и меры общего характера. Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно было осуществляться с учетом практики ЕСПЧ во избежание любого нарушения этой Конвенции.
15 марта 2022 г. Россия официально заявила о денонсировании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, направив уведомление Генеральному секретарю Совета Европы. В тот же день Парламентская ассамблея СЕ утвердила прекращение членства России в Совете Европы. Согласно п. 1 ст. 58 Конвенции ее денонсация происходит по истечении шести месяцев после уведомления Генерального секретаря СЕ. В связи с этим 22 марта 2022 г. Европейский Суд по правам человека принял резолюцию, уточнив, что Россия с 16 сентября 2022 г. перестанет быть Высокой Договаривающейся Стороной Конвенции.
Встает вопрос о реализации решений ЕСПЧ в связи с принятием 11 июня 2022 года новых Федеральных законов о неисполнениях решений ЕСПЧ, вступивших в силу после 15 марта 2022 года.
После исключения России из Совета Европы установилась следующая ситуация. Россия отказалась исполнять все решения ЕСПЧ, вступившие в законную силу после 15 марта 2022 года (в том числе вынесенные по нарушениям, имевшим место до 15 марта 2022 года). Это значит, что по данным решениям Российская Федерация не будет платить назначенные ЕСПЧ компенсации, а сами решения не будут основанием для пересмотра гражданских, административных и уголовных дел. ЕСПЧ в свою очередь решил, что может принять к рассмотрению любую жалобу в отношении России на нарушения, имевшие место до 16 сентября 2022 года.
Отечественная правовая система не в один день «оградилась» от ЕСПЧ. Косвенное «противоречие» позиций ЕСПЧ и Конституционного Суда РФ наблюдалось давно.
Положительным последствием денонсации Конвенции многие считают то, что после выхода из ЕСПЧ зарубежные суды не смогут оказывать прямого воздействия на российскую правовую систему, что позволит ей развиваться с учетом национальных и культурных ценностей, присущих народам России.
Решения ЕСПЧ, вступившие в законную силу после 15 марта 2022 года, не исполняются — не выплачивается компенсация, назначенная ЕСПЧ, а сами эти решения не являются основанием для пересмотра гражданских, уголовных и административных дел.
Компенсации по решениям ЕСПЧ, вступившим в законную силу до 15 марта 2022 года, выплачиваются только в рублях, причём только через банки, расположенные на территории России.
Меры индивидуального характера преследуют цель прекращения нарушений, продолжающихся во времени, и устранения последствий нарушений, совершенных в прошлом, с целью восстановления, насколько это возможно, ситуации, которая имела место до нарушения Конвенции.
Во многих случаях это невозможно ввиду самого характера нарушения. Например, при нарушении ст. 3 Конвенции вследствие пыток или дурного обращения по определению невозможно восстановить ситуацию в том виде, в котором она существовала до совершения нарушения. Единственной компенсацией в данном случае может быть компенсация материального и морального ущерба.
Тем не менее в ряде дел ущерб, нанесенный заявителю, может быть реально компенсирован лишь посредством принятия гос-вом-ответчиком особых мер.
Яркий и наиболее часто встречающийся пример меры индивидуального характера — это снятие наложенной в нарушение Конвенции судимости и/или восстановление неправомерно изъятых прав.
Другой мерой индивидуального характера, принимаемой при исполнении решений Суда, является пересмотр внутренними судами дела, в котором было найдено нарушение Конвенции.
В отличие от мер индивидуального характера мерами общего характера являются меры, принимаемые гос-вом с целью предотвращения в будущем новых нарушений Конвенции, подобных тем, которые были выявлены в решениях Суда.
Огромная важность мер общего характера состоит в том, что они по определению выходят за пределы данного конкретного дела и затрагивают широкий круг лиц. Принятие мер общего характера подразумевает прежде всего анализ причин, приведших к нарушению Конвенции, и поиск путей их устранения.
Адвокат заявителя следит за полной и своевременной выплатой его клиенту денежной компенсации (если таковая назначена, то РФ должна выплатить из федерального бюджета сумму в трехмесячный срок), заявляет ходатайство о пересмотре дела или возобновлении судебного разбирательства по делу по вновь открывшимся обстоятельствам. Другими словами, адвокат следит за восстановлением ситуации, существовавшей до нарушения ЕКПЧ, и информирует обо всем ЕСПЧ либо Комитет министров.
Кроме того, на основании ст. 43 ЕКПЧ любая из сторон в исключительных случаях может в течение трех месяцев, считая с даты вынесения той или иной палатой постановления, подать в письменной форме в секретариат ЕСПЧ ходатайство о передаче дела на рассмотрение Большой палаты, указав серьезный вопрос, затрагивающий толкование или применение ЕКПЧ или протоколов к ней, либо серьезную проблему общей значимости, которые, по ее мнению, заслуживают рассмотрения дела Большой палатой.
Для понимания термина «серьезный вопрос» следует обратиться к тексту пояснительной записки к Протоколу №11, согласно которой речь идет о серьезном вопросе, касающемся толкования ЕКПЧ, когда: а) решается важный вопрос, по которому ранее ЕСПЧ не принимал никакого решения; б) решение важно для рассмотрения дел в будущем, а также для развития прецедентного права ЕСПЧ; в) рассматриваемое решение не соответствует ранее принятому ЕСПЧ решению. Также речь идет о серьезном вопросе, касающемся применения ЕКПЧ, когда постановление ЕСПЧ вызывает необходимость внесения серьезных изменений в национальное право или административную практику государств-участников, но вместе с тем нс возникает вопрос о толковании ЕКПЧ.
В данном случае Большая палата выступает, условно говоря, как суд второй инстанции, в который можно обжаловать решение палаты. После рассмотрения дела исключительно по существующим материалам Большая палата выносит постановление, являющееся окончательным.
Регламент ЕСПЧ предоставляет адвокату заявителя возможность в случае необходимости (например, в связи с возникновением трудностей при исполнении решения ЕСПЧ) в течение года после оглашения постановления обратиться с прошением о его разъяснении, в котором должно быть точно указано, в отношении какого пункта (пунктов) резолютивной части постановления испрашивается разъяснение. Прошение должно быть хорошо обосновано, иначе палата может отклонить его ввиду отсутствия оснований для его рассмотрения. Если палата не отклоняет прошение, то секретарь ЕСПЧ сообщает об этом другой заинтересованной стороне и предлагает ей представить любые письменные замечания в установленный председателем палаты срок (ст. 79 Регламента).
Согласно ст. 80 Регламента ЕСПЧ в случае выявления факта, который по своему характеру мог иметь решающее влияние на исход уже решенного дела и который при вынесении постановления не был известен ЕСПЧ и не мог быть разумно известен стороне, данная сторона может подать в Суд прошение о пересмотре упомянутого постановления в течение шести месяцев с момента, когда ей стало известно об открывшемся факте.
Для рассмотрения такого прошения формируется палата в первоначальном составе, которая может либо отклонить прошение по мотиву отсутствия оснований для рассмотрения такого прошения, либо принять последнее, сообщив об этом другой заинтересованной стороне, и назначить дату слушания. По результатам рассмотрения прошения палата выносит решение в форме постановления.
Адвокат – представитель заявителя – в прошении должен указать постановление, о пересмотре которого идет речь, выявленный факт, который мог иметь решающее влияние на исход дела и, приложив копии всех подтверждающих документов, передать его в секретариат ЕСПЧ.
Регламент ЕСПЧ предусматривает также возможность исправления описок, ошибок в расчетах и других явных ошибок. Для этого в течение месяца после оглашения решения или постановления адвокат должен подать заявление.