32. Гражданско-правовая ответственность адвоката перед доверителем.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» (п. 2 ст. 7). В Законе об адвокатуре говорится о корпоративной (дисциплинарной) и гражданско-правовой (имущественной) ответственности адвоката.

Кодекс профессиональной этики адвоката регулирует вопросы дисциплинарной ответственности адвоката перед адвокатской палатой.

Гражданский кодекс РФ определяет условия гражданско-правовой ответственности, во-первых, за нарушение обязательств (гл. 25), во-вторых, вследствие причинения вреда, когда потерпевший и причинитель вреда, как правило, не состоят в договорных отношениях (гл. 59).

Гражданско-правовая ответственность адвоката, как любого гражданина, вне связи с его профессиональной деятельностью и адвокатским статусом также возможна как за нарушение обязательств (договорная), так и за причинение вреда (деликтная). Например, ответственность адвоката за невыполнение условий договора займа или за ущерб в результате ДТП никак не связана с его статусом адвоката.

Деликтом (противоправным действием или бездействием), как правило, является любое нарушение чужого субъективного права, повлекшее причинение вреда другому лицу, которое порождает обязанность возместить этот вред. При посягательстве на нематериальные блага гражданина, а также в иных случаях, предусмотренных законом, возможна обязанность компенсации морального вреда.

В отношении ответственности адвоката за моральный вред следует, кроме общих норм гражданского законодательства, руководствоваться п. 2 ст. 18 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», в соответствии с которым адвокат за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение не может быть привлечен к какой-либо ответственности, кроме уголовной. Указанные ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Общими условиями деликтной ответственности, как правило, являются: противоправность поведения причинителя вреда, наступление вреда и его причинная связь с поведением причинителя вреда, а также вина причинителя вреда (умысел или неосторожность). Наличие всех этих условий требуется во всех случаях, если иное не установлено законом. Вред, по общему правилу, подлежит возмещению в полном объеме (включая моральный вред в случаях, предусмотренных законом) и чаще всего возмещается в виде компенсации убытков (ст. 15 ГК РФ). Ограничить объем возмещения вреда может только закон.

Нарушение гражданско-правовых обязательств (чаще всего договорных) может повлечь для нарушителя обязанность возместить причиненные потерпевшему убытки (реальный ущерб и упущенную выгоду). Такая ответственность применяется независимо оттого, предусмотрена ли она договором или отраслевым законодательством, регулирующим данное обязательство. Именно такая ответственность возникает у сторон гражданско-правового договора (соглашения) об оказании юридической помощи и именно об этой профессиональной имущественной ответственности адвоката говорится в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».

Адвокат как любой гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ).

Как любое лицо, адвокат отвечает за действия своих работников (стажеров, помощников, секретарей и др.), как в случае причинения ими вреда третьим лицам при исполнении трудовых обязанностей, так и в случае, когда действия таких работников по исполнению обязательств адвоката повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение договорного обязательства адвоката.

Поскольку профессиональная деятельность адвоката заключается в оказании юридической помощи и осуществляется только на основе гражданско-правовых договоров, при оказании любой юридической помощи адвокат несет профессиональную имущественную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих профессиональных обязанностей.

Закон об адвокатуре, определяя перечень существенных условий гражданско-правового договора (соглашения) об оказании юридической помощи (п. 4 ст. 25) относит к таким существенным условиям размер и характер ответственности адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения. Однако если условия о размере и характере ответственности адвоката не будут специально оговорены в договоре об оказании юридической помощи, такой договор не будет считаться незаключенным. В этом случае будет действовать общее правило о том, что убытки подлежат возмещению в полном объеме (ст. 15 ГК РФ). Поэтому применительно к ст. 432 ГК РФ условия о размере и характере ответственности адвоката не должны относиться к существенным условиям договора.

Размер и характер ответственности адвоката определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Убытки подлежат возмещению в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 15 ГК РФ).

Размер ответственности. При умышленном нарушении обязательств по договору адвокат несет ответственность в полном объеме ущерба. Соглашение адвоката с доверителем об оказании юридической помощи не может содержать условий об ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательств адвокатом, а если такое условие будет предусмотрено в соглашении, оно будет ничтожным (п. 4 ст. 401 ГК РФ).

Адвокат осуществляет в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи.

О страховании риска профессиональной имущественной ответственности как об обязанности адвоката также прямо говорится в подп. 6 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре.

Текст соглашений адвоката, заключаемых с клиентом, на практике, как правило, не дает оснований полагать, что клиент может привлечь к ответственности нарушителя какой-либо конкретной, указанной в соглашении обязанности, а лишь упоминает об ответственности адвоката в самой общей форме путем абстрактной отсылки к действующему законодательству. Но последняя как раз является формальным подтверждением возможности применения к отношениям между клиентом и адвокатом положений об ответственности, обусловленных природой заключенного между ними соглашения. Это означает, что ответственность адвоката перед клиентом может наступать за нарушение обязанностей, не только прямо предусмотренных соглашением между ними, но и предусмотренных действующим законодательством для данного вида обязательств, а также вытекающих из содержания данного соглашения в соответствии с его юридической природой.