Оценка адвокатом законности протокола об административном правонарушении. Основания для признания протокола недопустимым доказательством.

Протокол об адм.  правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об адм.  правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

Протокол составляется практически во всех случаях совершения правонарушений. КоАП установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях адм. правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления в соотв. со ст. 28.4 КоАП. Во-вторых, ч. 1 ст. 28.6 КоАП предусмотрены случаи, когда адм. наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола, а ч. 1.1 КоАП — случаи, когда рассмотрение дел об адм. правонарушениях, назначение и исполнение адм.  наказания осуществляются в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве». Протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статья 28.2 КоАП содержит перечень обязательных к указанию в протоколе об адм.  правонарушении данных:

дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении кот. возбуждено дело об адм.  правонарушении,

фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие.

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются:

доставление и адм. задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов.

Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об адм. правонарушениях.

Место, время совершения и событие адм. прав-ия также подлежит указанию в протоколе об адм.  правонарушении. Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об адм.  правонарушении рассматривается по месту его совершения. Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об адм.  правонарушении может быть вынесено не позднее 2 месяцев (в отдельных случаях — не позднее одного года (ч. 3, ст. 4.4 КоАП) со дня совершения правонарушения. Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для правильной квалификации правонарушения.

В протоколе указывается статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную отв-ть за данное адм. правнон-е.

Объяснение физ лица или законного представителя юр. лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела, фиксируются протоколом, поскольку наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу. Исходя из объяснений нарушителя, можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном и выявить обстоятельства, смягчающие отв-ть, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение.

При составлении протокола об адм.  правонарушении физ. лицу или законному представителю юр. лица, в отношении которых возбуждено дело об адм.  правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.

Физ. лицу или законному представителю юр. лица, в отношении которых возбуждено дело об адм.  правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об адм.  правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки лица, в отношении которых ведется производство по делу об адм.  правонарушении, или его представителя, если они извещены в установленном порядке, протокол об адм.  правонарушении составляется в их отсутствие. В этом случае копия протокола об адм.  правонарушении направляется лицу, в отношении кот. он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об адм.  нарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физ лицом или законным представителем юр. лица, в отношении которых возбуждено дело об адм.  правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае их неявки в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола об адм.  правонарушении вручается под расписку физ. лицу или законному представителю юр. лица, в отношении которых возбуждено дело об адм.  правонарушении, а также потерпевшему.

Если при рассмотрении дела об адм.  правонарушении протоколу об адм.  правонарушении принадлежит главенствующая роль, то при рассмотрении дела арбитражным судьей протокол выступает одним из доказательств, которое может быть признано недопустимым

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об адм.  правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении кот. возбуждено дело об адм.  правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 КоАП сроков составления протокола об адм.  правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении кот. возбуждено дело об адм.  правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

В том случае, когда протокол об адм.  правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, протокол об адм.  правонарушении подлежит возвращению в орган или должностному лицу, которым был составлен протокол.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об адм.  правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.