На основании ст. 71 ФКЗ «О КС РФ» Конституционный Суд Российской Федерации в ходе осуществления конституционного судопроизводства принимает решения в форме постановлений, заключений, определений.
Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 3.1, 3.2, 3.3, 4, 5.1 и 5.2 части первой статьи 3 ФКЗ «О КС РФ», именуется постановлением.
Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации или Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.
Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации выносятся именем Российской Федерации.
Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.
В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.
Виды решений КС РФ:
- Итоговые решения — те, в которых КС РФ формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них КС РФ подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия.
- Иные решения — те, в которых обычно констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы КС РФ в целом или проведению его заседаний, к обоснованию отказа в принятии конкретных обращений в Суд или к истолкованию принятых постановлений.
Формы решений КС:
- Постановление КС РФ — итоговое решение по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений.
- Заключение КС РФ — итоговое решение по результатам проверки соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении.
- Определения КС РФ — иные решения, выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным с организацией работы в КС РФ или обеспечением успешного проведения его заседаний (пленарных или в составе палат). Например, вопросы об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, о принятии или об отказе в принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи. Они во многих случаях не оформляются в виде отдельных документов. Их излагают в протоколах. Оформление в виде отдельного письменного документа требуется, когда КС РФ дает толкование своего ранее постановленного решения, в случаях отказа в принятии к рассмотрению заявления гражданина.
Решение КС РФ вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.
Данное обстоятельство может сказать многое о юридической силе решений КС РФ. О ней же может многое сказать и предписание ст. 6 ФКЗ «О КС РФ», где сказано, что решения КС РФ «обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений».
Это общее положение о юридической силе решений КС РФ уточняется и дополняется рядом других. Установлено, в частности (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ), что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу и не могут применяться.
В соответствии со ст. 80 ФКЗ «О КС РФ» принятие КС РФ постановления, признающего какой-то закон или иной нормативный акт полностью или частично противоречащим Конституции РФ, должно влечь за собой осуществление конкретных мер по приведению такого акта и связанных с ним других актов в соответствие с конституционными предписаниями. Другими словами, решение КС РФ о признании конкретного закона полностью или частично противоречащим Конституции РФ обязывает органы, участвующие в правотворчестве, в том числе Правительство РФ и ФС РФ, приступить к активным действиям по устранению образовавшегося пробела в законодательстве.
Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в КС РФ поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ. Если КС РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно, так же, как и постановления по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса.
Если КС РФ признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке, а обратившемуся в КС РФ гражданину возмещаются уплаченная госпошлина, расходы на оплату услуг представителей, расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд, почтовые расходы, компенсация за фактическую потерю времени.
Процессуальные кодексы, реализуя предписания статьи 100 ФКЗ «О КС РФ», закрепляют основания и порядок пересмотра дела заявителя на основании постановления КС РФ, признавшего примененную норму не соответствующей Конституции РФ.
Согласно УПК РФ, уголовное дело возобновляется по новому обстоятельству (пункт 1 часть 4 статья 413 УПК РФ).
ГПК РФ и АПК РФ предписывают возобновить дело по новым обстоятельствам (пункт 3 часть 4 статья 392 ГПК РФ и пункт 3 часть 3 статьи 311 АПК РФ).
Дело, в котором был применен закон, признанный неконституционным, должно быть пересмотрено без каких-либо дополнительных условий. При этом не имеет правового значения факт истечения процессуальных и давностных сроков для обжалования и пересмотра дела заявителя. Решение КС РФ о признании нормы неконституционной является достаточным основанием для нового рассмотрения дела заявителя.